среда, 24 марта 2010 г.

Давайте восстановим историю малой Родины.

Эта статья опубликована в газете Континент Сибирь под названием "Академик Накоряков: новая национальная идея России" http://ksonline.ru/stats/-/id/28/
Уже пару десятков лет ведутся дискуссии о необходимости  формулирования некой национальной идеи, подразумевая под этим замену идеи строительства коммунизма чем-то иным.

Прежде чем выдвигать национальную идею, надо восстановить в народе историческую память, достичь того, чтобы люди гордились историей Родины, а не гнушались её. Меня поразило восприятие истории одним известным болгарским профессором. По его представлению, все цари России были неполноценными: Пётр І был сифилитиком, царицы, начиная с Анны Иоанновны - эротоманками. Россия мало чем помогла болгарскому народу в освобождении от Турецкого владычества и так далее. Откуда взялось у профессора, которого я знаю более тридцати лет, такое отношение к российской истории? Ответ простой - из российского интернета, российских каналов телевидения и российских газет и журналов.
Я верю, что такое искажённое впечатление возможно. Сам видел соответствующие программы и выступления некоторых шоуменов в этом же духе.
Сейчас нет более важной задачи, чем объективное, неагрессивное изложение фактического исторического материала в школах. Было бы прекрасно, если бы в качестве дополнительных учебников и пособий использовались оригинальные учебники гимназий и школ разного уровня дореволюционной России.
Приведу одну цитату: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался – вот как надо уметь писать». Эта цитата из письма А.С.Пушкина автору книги «История России для детей» А.О. Ишимовой, написанной в виде отдельных рассказов.
Из этой книги для детей ясно, что руководители России не были идеальными людьми, но ярко выделено то, что они сделали в процессе создания Великой России присоединяя новые территории, усовершенствуя структуру управления, развивая науку, образование и так далее. В том же духе написан «Учебник русской истории» С.Ф. Платонова, который использовался в России вплоть до 1917 года.
Морально-нравственная пустота, возникшая, после падения советского государства, требует заполнения. Выдвигались идеи служения народу, возрождения православия, воспитания чувства патриотизма на основе экономического и военного могущества государства и так далее. Мне кажется, что сильно недооценивалось и недооценивается значение привязанности и любви к месту, где проходит жизнь каждого отдельного человека государства. Я лично, многие из моих учеников, друзей и близкого окружения работали и посещали разные страны, некоторые мои ученики живут в США, Австралии, Канаде, Новой Зеландии и так далее. И не было бы никого, кто не вспомнил бы о месте, где прошло его детство, его учеба и становление как личности без душевного волнения и даже желания завершить свою жизнь в местах, где он формировался как личность. Я бесконечно люблю и сейчас город, где я вырос в очень тяжелые военные и послевоенные годы, город, где меня прекрасно воспитывала семья, учили великолепные учителя, город, где началась школа жизни.
Петровск-Забайкальский известен миру как город, где долгие годы были на каторге в ссылке декабристы и многие улицы носят их имена: улица имени М.С. Лунина, Н.М. Муравьего, И.И. Горбачевского, конечно есть улица Декабристов.
Камера декабристов в Читинском остроге
         Их пребывание оставило мощный след на много лет вперед. Количество книг, оставленных декабристами в этом городке потрясает - несколько сотен тысяч книг и журналов. Декабристы занимались благотворительной деятельностью, научной работой, создали первый кооператив. Сергей Петрович Трубецкой, составитель плана восстания на Сенатской площади и автор манифеста к Русскому народу в Петровском заводе, занимался метеорологическими наблюдениями и пытался понять физику атмосферного электричества.
Декабрист Константин Петрович Торсон обобщал при пребывании в Петровском заводе свои путешествия к Южному полюсу и вокруг Света, он же вместе с Бестужевым пустили на Петровском заводе лесопилку.
Декабрист А.П. Якубович придумал машину для лужения кедровых орехов. Декабристы работали над улучшением породы коров, лошадей, птицы. Создали кооператив для совместной обработки земли и выращивания овощей, ягод и даже фруктов. Организовали медицинскую помощь населению, организовали школы для детей. Деятельность декабристов в Забайкалье и Сибири существенно ускорило их развитие.
Моральный подвиг этих людей и их жён, которые продолжали трудиться на благо народа и во имя величия России должен быть примером воспитания детей и юношества для всей России. Активнее это должно проводиться в тех местах, где они служили, трудились и работали как до восстания, так и после.
С другой стороны, жизнь на улице была не простой. Из дома, заполненного книгами, я попадал на улицу, где иногда верховодили дети из семей уголовников с кличками Ванечка, Серж, Пузан и так далее. Город был окружен лагерями и уголовными и политическими и многие оседали после освобождения в моем городке.
Война и борьба с послевоенной разрухой объединяла необходимостью помогать родителям. Объединяли походы в кедровники за кедровым орехом, рыбалка, охота, чтение и спорт. Остались радостные воспоминания о детстве, юности, дружбе и сформировавшимся стремлением стать полезным, как банально это не звучит, членом в команде строителей коммунизма.
Сейчас мой родной город  Петровск-Забайкальский находится в плачевном состоянии. Окончательно погиб металлургический комбинат, жители города оказались без работы, выживают за счет зачастую незаконной вырубки тайги. Из моей активной переписки с оставшимися там родственниками и жителями у меня не складывается впечатление, что у Областной или Районной администрации есть какая-то программа для этого города.
Я опубликовал в Литературной газете №16 (5741) от 21.04.99г. статью «Петровск - Запредельный или кто приговорил к смерти мою малую Родину», где писал о криминализации городка. За это время, благодаря помощи представителя президента по Сибирскому округу А.В. Квашнин ситуация изменилась к лучшему, но основ для будущего экономического развития города пока не намечено. Но я знаю, что у тех, кто выехал из этого города уже и в последнее время тоскуют по городу и окружающей природе.
В стране разрабатывается программа поддержки малых городов. Петровск-Забайкальский – город с высококвалифицированным населением, глубочайшим с богатым производственным и историческим опытом. В таком городе возможна организация любого производства: от монтажа металлургического минизавода, организация производства посуды и стекла, строительства мебельных фабрик, организация производства мясных, грибных, ягодных консервов и так далее. Городу нужно инициативное руководство, поддержка губернатора и федерального правительства. Всей своей историей город заслужил это
Думается, что патриотизм, любовь к стране и желание трудится на ее благо возникает из любви к малой, конкретной Родине, уважении к истории своего места и гордости за эту историю. Это мое мнение укрепилось в последние годы, когда мне пришлось проехаться по большому количеству деревень и поселков Новосибирской области, Томской области и Алтайского края с целью выяснения возможностей реализации тепловых насосов и молокоохладителей.
В течение более чем тридцати лет я отдыхаю в избушке в селе Усть-Алеус. Состояние сельского хозяйства и материальная обеспеченность моих односелян находится на удручающе низком уровне, многие просто спиваются. Достаточно сказать, что в 1983 году коров, овец, птицы, свиней на селе было в три-пять раз больше чем сейчас. При всем этом меня поразило то, что не было бы человека, которого бы не интересовала история родного села, поселка, в котором он живет.
После более близкого знакомства с архивными материалами по истории Новосибирска и Новосибирской области, я для себя сделал микрооткрытие, которое может быть интересным для читателей этой статьи. Я, как и многие, связываю начало заселения Южной части Сибири с Ермаком, представляю себе, что на севере Сибири русские появились гораздо раньше. Однако по архивным данным оказалось, что на территории Новосибирской области в 1460 году зарегистрировано поселение Кирза, в 1577 году – село Роголево, в 1600 году был основан Усть-Алеус. Находящееся рядом с деревней Усть-Алеус село Пушкари было основано в 1701 году. Таким образом еще во времена Василия ІІ Темного появилась Кирза, а Усть-Алеус – во время Бориса Годунова. Некоторые историки отрицают возможность таких ранних поселений и возможно, что с данными областного архива можно и спорить, но совершенно ясно, что нельзя жалеть денег на установление этих дат и подробностей заселения. Если мы сумеем найти, по выражению Марселя Пруста «Утраченное время», прошлое вознаградит нас сторицей. Каждый район, каждый посёлок должен иметь свою историю. К счастью для Ордынского района Новосибирской области опубликована прекрасная книга «Ордынские хроники». О.М. Лыков, уроженец Ордынского района Новосибирской области, создал уникальную возможность для жителей районов и областей восстановить свое прошлое, без знания которого невозможно планировать будущее. В такой книге нуждается каждый район области.
Колонизация Северной Америки происходила самым варварским методом – уничтожалось коренное население, истреблялся животный мир. Бессмысленным образом истреблялись сотни тысяч бизонов и оленей карибо. Все это происходило в свирепой конкуренции друг с другом, кровопролитной, беспредельно жестокой схватке завоевателей-авантюристов Европейских стран. Никаким благородством и не пахло. Из Америки доносился зловонный аромат крови и культа денег. Американцы сделали из покорения Америки грандиозный миф с благородными охотниками, плантаторами, мужественными офицерами и солдатами. Вестерны до сих пор заполоняют экраны кинотеатров, ставятся новые фильмы и сериалы. Во всем этом нет ни слова правды, кроме того, что этим людям нужна была отчаянность, а конечною целью было богатство.
Колонизация Сибири началась раньше, чем колонизация Северной Америки. Это было не уничтожение с помощью пулеметов и винтовок по существу не вооруженных людей, это было отвоевывание территории организованными отрядами или проникновением людей, которые искали лучшую долю. Они не ставили своей целью уничтожение местного населения. Меня давно удивляет, почему нет ни одного фильма, где в романтизированной форме показан этот процесс, когда из Европейской части России человек проникает в среду обитания необыкновенной красоты и плодородной земли.
Возникает вопрос – каким образом выбирались места для поселения. Легенды говорят, что крупнейший Российский археолог А.П. Окладников, исследуя определенные районы, безошибочно находил самые красивые, удобные для жизни места. В самом деле, такие места как Усть-Алеус, Кирза потрясают своей красотой.
В Усть-Алеусе всего одна улица, которая находится между рекой Обь и знаменитым Спиринским бором. Река Алеус, если пройти по ней, очаровывает своими заливчиками, перекатами и легко себе представить какими были  эти места в те далекие замечательные годы. До сих пор река Обь богата рыбой, а Спиринский бор грибами и ягодами, часто встречаются лоси, много зайцев и куропаток. Летом над деревней летают ястребы перепелятники, которые охотно подхватывают подкинутые в воздух куски мяса или рыбы. Сама поездка в Усть-Алеус доставляет радость, не говоря уж о пребывании там. В этих местах вызревают до полной сладости арбузы, не говоря уже о помидорах, баклажанах, кабачках и всякой зелени.
В до перестроечные времена здесь работали деревообрабатывающие комбинаты, несколько баз отдыха, рыбоприемный пункт. Двадцать пять лет назад было полно всякой живности – коров, овец, свиней и всякой птицы. Сейчас об этом можно вспоминать с тоской. Возникает вопрос: почему мы так медленно восстанавливаемся? Ответ очень прост – люди, которые живут в этих селах, давно никому не нужны, они вычеркнуты из жизни области вместе с этим селом, как планово убыточные, бесперспективные, никому не нужные, медленно умирающие поселения. В тоже время легко себе представить, что небольшая помощь администрации района и области по завершению строительства пятидесяти километров дороги до Алтайского края, где начинается прекрасный асфальт, строительство мини фабрики по переработки леса на территории когда-то работающего деревообрабатывающего комбината опираясь на недавнее постановление по развитию лесопереработки, восстановление деятельности Усть-Алеуса как рекреационной зоны могли бы поднять это село. Такого внимания от Администрации требуют и соседние уже упомянутые села такие как Кирза, Пушкари, Спирино даже просто как места исторической нашей памяти. Требуется помощь в воссоздании церквей в этих селах, в усилении школ кадрами, организации деятельности участковых врачей и фельдшерских пунктов. За элементарной медицинской помощью из Усть-Алеуса необходимо ехать в поселок Ордынское за пятьдесят километров по плохой дороге при нерегулярном автобусном сообщении. Главной бедой России является равнодушие чиновников к тем, без кого невозможно переломить демографическую ситуацию, иметь здоровое молодое поколение, выросшее на природе и имеющее свою малую родину.
Всю жизнь человека в его голове живет понимание необходимости связи времен, необходимости продолжения традиций. Отсюда и только отсюда может воспитаться патриотизм и вера в будущее своего народа.
Создается впечатление, что руководство страны рисует будущее крупными мазками, считая, что детали не нужны. Возникла даже дикая идея переселения малых городов. Вся теория эволюции и устройства мира противоречит этому принципу. В основе всего лежит иерархия. В физике это элементарные частицы, ядра, молекулы, вселенная. В жизни народа – это семья, дом, село, город, столица государства и государство. Исчезновение каждого из звеньев этой цепи рано или поздно погубит и всю цепь. Мне довольно много пришлось путешествовать по миру. В Соединенных штатах прилагаются все усилия для сохранения не только поселков и микрогородков, но и отдельных ферм, микропоселков в высокогорье, в лесах. Многие возвращаются в родной город или поселок доживать свою жизнь, воспитывать там внуков и так далее. Попробуйте нарисовать генеалогическое дерево своей семьи, и вы не продвинетесь выше прабабушки и прадедушки. Это на самом деле настоящая трагедия, трагедия потери памяти.
По Герберту Спенсеру – великому европейскому философу прогресс реализуется через рост разнообразия качеств. Исчезновение сел, поселков, городов представляют из себя исторический регресс, объединяющий государство не менее чем истощение богатств ее недр.

2 комментария:

  1. Эта статья опубликована в газете Континент Сибирь под названием "Академик Накоряков: новая национальная идея России" http://ksonline.ru/stats/-/id/28/

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью!
    Будем рады увидеть Вас на форуме Петровска-Забайкальского, где, помимо прочего, собрано масса исторических сведений http://www.petrovsk.com/forum.php

    ОтветитьУдалить