вторник, 21 июля 2015 г.

Смех Иисуса Христа

Статья опубликована в журнале Стиль №4 (125) май 2015

Совершенно неожиданно в Новосибирске разразился скандал вокруг постановки режиссера Тимофея Кулябина оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», поставленной на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Часть зрителей и священнослужителей почувствовали себя оскорбленными декорациями, на которых был изображен Иисус Христос рядом с обнаженной женщиной. Создатель декораций уже был известен со своими декорациями аналогичного содержания в театре Красный Факел. Абсолютный ремейк того, что произошло во Франции в связи с карикатурами на пророка Магомета, опубликованных в одном из сатирических журналов. Все мы знакомы с той драмой, которая после произошла в помещении той редакции.
Я бы не стал писать эту заметку, если бы не перечитал знаменитую книгу итальянского писателя Умберто Эко "Имя Розы", написанного на историческом фоне раннего средневековья. По сюжету этого детективного романа, тогдашний Шерлок Холмс - Вильгельм вместе со своим послушником и помощником, тогдашним Доктором Ватсоном, исследуют причины смерти одного из монахов Бенедиктинского  монастыря. Сеть монастырей Ордена Бенедикта охватывала тогда всю католическую Европу. Средневековый мир в это время находился в состоянии хаоса. Религия и одновременно государство быстро теряли власть. Император и Папа воевали друг с другом. Независимо росли города, процветала инквизиция. Вне монастырская церковь богатела за счет индульгенции, которая покупалась прихожанами и им за это отпускались любые грехи. По дорогам бродили массы странников самого разного сорта: беглые солдаты, странствующие монахи, нищие, беглые крестьяне. Царствовал хаос, а народ бедствовал. Орден бенедиктинцев наоборот богател и накапливал драгоценности и богатство. Особенностью монастыря, в который ехал следователь-детектив Вильгельм, была самая знаменитая библиотека во всем европейском мире. В течение сотен лет там накапливались знания в книгах, и из всех стран Европы приезжали монахи для переписывания уникальных книг. Доступ в библиотеку имели только библиотекарь и его помощник, а переписчикам книги выдавались под расписку в специальный зал библиотеки.  По напряженности сюжета и искусству детективных ходов книга Умберто Эко для меня, например, не имеет равных в современной детективной литературе. Сам Умберто Эко не только писатель, но и историк, и философ средневековья, и крупнейший религиовед.
Одним из основных предметов религиозной дискуссии в те годы было обсуждение образа Христа. В основном, обсуждались две проблемы: во- первых, имел ли Христос свое имущество?; и во-вторых, смеялся ли когда-нибудь Христос? Фанатики «чистоты» Христова облика утверждали, что он не имел никакого имущества и категорически никогда не смеялся. Смех не мог поощряться Христом, так как если бы он смеялся, то и простецы - так священники называли простой народ, могли бы допустить возможность насмехаться над самим Христом, а это разрушение религиозных основ. При развитии сюжета этого детектива в монастыре был совершен еще ряд убийств, и стало ясно, что главной целью было проникновение в книгохранилище с целью похищения книги - второго тома трудов Аристотеля. В конце концов, оказалось, что в первом томе излагались основы написания драм и трагедий, а во втором - описывалось искусство комедии. Этот том охранялся больше, чем несметные богатства монастыря. Дело представлялось таким образом, что если комедии будут возведены в ранг искусства великим философом, то разрушительное влияние смеха может привести к падению любого государственного режима, в том числе и к падению церкви. Апологетами ордена, где находился этот монастырь, считалось, что все знания уже добыты и науку нельзя более развивать. Богатеть можно только монастырям и церкви, и недопустимо в народе остроумие, критиканство в форме комедии или в любом другом виде насмехательство над церковью и властью.

Ситуация до смешного повторяется и сейчас. Папа запретил всем католикам чтение книги Умберто Эко. Думаю, чем он и сделал большую рекламу Умберто Эко, и книга действительно переиздается большими тиражами. Россия - страна атеистов. Восстановление влияния церкви происходит очень медленно. Молодежь с трудом воспринимает риторику проповеди, внешнюю роскошь и торжественность богослужения. Нет доступных книг, излагающих историю христианской религии. В Германии, например, такая книга есть в виде романа Томаса Манна «Иосиф и его братья». Я лично принимаю на сто процентов послание от Луки "внештатного пророка", а Христа представляю себе больше как человека, чем Бога и как проповедника, по существу, коммунистических идей в тот год, когда он предстал перед римским наместником Пилатом. Я как атеист думаю, что с креста его сняли его же сторонники, а может быть и сам Пилат. Для усиления своего авторитета вполне возможно, что Христос привлек внешний авторитет в виде Бога. Мне кажется, для атеиста это нормальное объяснение. Я этим не оскверняю образ Христа. Вполне допускаю, что истинно верующие люди могут воспринять изображение Христа как обычного человека - как оскорбительное. Убежден в том, что ко всему надо относиться более хладнокровно и не раздувать подобные скандалы. Это приводит только к рекламе автора скандала. Вспомним историю с группой «Pussy Riot», мелкое хулиганство которой дало группе мировую известность и даже были горячие головы, призывающие представить их к Нобелевской премии. После легкого внушения их надо было бы отпустить. Лучшая реакция на любое шокирующее явление, совершенное для саморекламы - никак не реагировать. Ни Наполеон, ни Черчилль никак не реагировали на карикатуры, которые регулярно появлялись на них в средствах массовой информации. Наполеон сам часто иронизировал над своим животиком и многими своими привычками. Я убежден, что Христос сам посмеялся бы и не обиделся бы на то, что он побывал в пещере немецкой Венеры.  Сам Тангейзер по существу, по всем легендам - рыцарь Крестоносец, который произвел сексуальную революцию среди рыцарей того времени. Если постановки Тангейзера не будут продолжены, то это будет большая потеря для зрителя. Музыка Вагнера великолепна, сама опера – тоже, от зрителей нет отбоя. А такая острая реакция со стороны церковной и судебной власти ни в интересах церкви, ни в интересах зрителей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий